/ О Канаде / Политика Канады

Современная внешняя политика Канады

Ключевые задачи канадской внешней политики сформулированы в правительственном заявлении "Канада в мире", опубликованном в 1995 году, весьма лаконично: "содействие процветанию и занятости, защита нашей безопасности в рамках международной стабильности и распространение канадских ценностей и культуры".

Ключевые задачи канадской внешней политики сформулированы в правительственном заявлении "Канада в мире", опубликованном в 1995 году, весьма лаконично: "содействие процветанию и занятости, защита нашей безопасности в рамках международной стабильности и распространение канадских ценностей и культуры".

Внешняя политика Канады имеет ясно выраженный глобальный характер. В Оттаве полагают, что этого требует глобальный характер канадских внешнеэкономических связей и таких угроз международному миру и стабильности, как распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, бедность, терроризм и т. п.

Наиболее значимым элементом внешней политики Канады и одной из ее наиболее заметных "ниш" в системе международных отношений является миротворчество. Высокий рейтинг Канады в мире и среди развивающихся стран во многом обеспечили ее инициативы и участие в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ).

Приверженность многосторонним подходам в решении международных проблем, споров и конфликтов, неприятие в этой сфере односторонних действий любой державы, включая, как правило, и США, — отличительная черта канадской внешней политики.

Данная политика привела к уникальному результату, позволив Канаде стать основателем и активным членом практически всех важнейших международных и многих региональных организаций, таких, как ООН, ЮНЕСКО, Содружество, Франкофония, МВФ (Международный валютный фонд), ВТО (Всемирная торговая организация), ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), ОАГ (Организация американских государств), АТЭС (Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества) и др.

Канада была первой страной, предложившей в конце 1991 г. ввести силы по поддержанию мира под эгидой ООН в бывшую Югославию, высказалась за многостороннюю акцию под флагом ООН в связи с военным переворотом на Гаити в сентябре 1991 г., играла ведущую роль в подготовке акции по оказанию помощи руандийским беженцам в Заире в октябре-ноябре 1996 г.

К "козырям" Канады в деле урегулирования конфликтов можно отнести и тот факт, что она входит в число крупных международных финансовых доноров. Выделяя значительные средства на программы помощи различным странам и являясь членом Парижского клуба, Канада выступает с идеей списания долгов с наиболее бедных государств.

Начиная с 90-х гг. Канадское агентство международного развития (КАМР) уделяет растущее внимание вопросам безопасности и обеспечения мира в программах помощи странам, являющимся зонами конфликта или имеющими такого рода потенциал.

Во второй половине 1990 гг. новой особенностью канадской внешней политики стал настойчивый перенос акцента на "безопасность личности" при широком толковании понятия "безопасность", включающем теперь устранение не только военных, но и невоенных угроз — бедности, терроризма, распространения наркотиков и т.п. В качестве примеров можно привести претензии канадских правозащитников к нарушениям прав человека в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, в Китае.